ЦБ 19.04
$94.09
100.53
ММВБ 19.04
$
<
BRENT 19.04
$88.80
8355
RTS 19.04
1160.60
Telega_Mob

«Изготовление болванок гражданина на конвейере массовой школы сегодня не нужно никому»

Екатерина Шульман и Илья Заславский обсудили каким потребностям должно отвечать современное образование.

В современных семьях, как правило, воспитывают не больше двух детей. И родители инвестируют в них свои ресурсы и время как никогда в истории. На пути развития системы образования встает два противоречия. С одной стороны, требование сделать ребенка конкурентноспособным. Другим обязательным запросом становится индивидуальный подход к ученику. Об этом в ходе онлайн-трансляции в лектории «Прямая речь» говорила политолог, доцент РАНХиГС Екатерина Шульман.

Второй тип требований при этом не является каким-то утопическим или просто производным от родительского невроза. Он тоже является реалистичным, учитывая, что этим детям предстоит выйти действительно в тот рынок труда, который требует кастомизации и индивидуализации. Изготовление болванок гражданина на конвейере массовой школы все менее и менее не просто противоречит нашему чувству человечности, оно противоречит нашей выгоде, потому что эти болванки не нужны никому. Робот все равно будет болванистее – он будет ровнее, лучше будет укладываться в пазы, в нем будет меньше всяких углов и каких-то зацепок. Мы с ним не конкурентны на этой почве. Мы будем конкурировать друг с другом по принципу нашего разнообразия. Социум становится все более разнообразным.

Еще один виток противоречий связан с развитием онлайн-образования. Как ни странно, с появлением огромного числа технических возможностей – роль учителя и живого присутствия на уроке только усилилась. В дальнейшем это может стать предпосылкой для стратификации, социального неравенства. В ходе дискуссии Екатерина Шульман привела аналогию с «удаленкой» работников.

Когда это все только начиналось, как работа на дому, так и онлайн образование, предполагалось, что это какая-то привилегированная сфера. Как счастлив человек, которому не надо на работу ездить, и он может в пижамке работать из своей кроватки. И как счастлив тот ученик и то учебное заведение, которые достаточно богаты, чтобы обеспечить его техникой и качественной связью, и он будет слушать курсы лучших преподавателей мира. Так мы думали некоторое время, пока не выяснилось, что работать из дома это вовсе не привилегия, а это довольно тяжкая нагрузка. И что твой работодатель возлагает на тебя обязанности по отоплению, освещению и уборке твоего рабочего помещения, а сам ничего не делает, только тебя контролирует. Выясняется, что действительно привилегированные люди как раз приезжают на работу и там в уютном кабинетике трудятся, а несчастный офисный планктон еще и дома сидит, делает все тоже самое, но не имеет ни столовой, ни вообще никаких условий, которые тебе создает работодатель. Приблизительно похожая вещь выяснилась и с онлайн образованием.

В условиях переизбытка информации дефицитным становится навык ее интерпретации и усвоения. Особую ценность приобретает доступ к эксперту. Именно учитель индивидуализирует знание и образовательный процесс без него невозможен. Интернет в этом смысле только способствует частой коммуникации. В то же время лидерами международного рейтинга PISA традиционно становятся школы с весьма разными подходами. Среди них так называемые сторонники «жесткой дрессуры»: Китай, Тайвань и Япония. И «свободные» США, Великобритания и Канада. Это говорит о том, что высокое качество подготовки обеспечивает не уровень госконтроля или финансирования. Их объединяет нечто более важное.

Учитель, специалист по геймификации образования Илья Заславский Это в первую очередь степень вовлеченности общества в образовательный процесс. Важно то, насколько родители вовлечены во всю эту работу. Может ли современная школа ответить на запросы общества? Если вопрос так сформулирован, он напоминает ситуацию, в которой, например, культурист обращается к своей правой руке и спрашивает может ли она нарастить достаточную мышечную массу, которая требуется ему для участия в следующих соревнованиях. Это часть его организма. Вопрос выглядит абсурдно. В той же степени школа, как институт, является частью общества. Ее успехи или неуспехи — это заслуга или вина общества в целом. Как гласит английская поговорка «требуется деревня, чтобы вырастить ребенка». Чтобы выучить ребенка, судя по всему, требуется тоже деревня. Одна сама по себе школа, результатов, которые от нее сейчас требуют, добиться либо совсем не может, либо для нее это невероятно тяжело.

Ранее стало известно, что российские школьники ухудшили свои показатели в Международном исследовании PISA. В частности, учащиеся показали спад читательской, математической и естественно-научной грамотности. Тем не менее по совокупности результатов, эксперты отнесли Россию к «успешной группе стран».

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Девелоперская компания Formula City приступила к благоустройству территории апарт-отеля Well на Обводном канале, Госстройнадзор Петербурга выдал компании…
Дефицит мест в детских садах и школах Северной столицы рассчитывают преодолеть только к 2025 году, рассказали в комитете по образованию. Первого сентября…
Уполномоченный по защите прав предпринимателей предложил создать совет при губернаторе по обеспечению экономики Петербурга кадровыми ресурсами. В него…
В воскресенье в Северной столице ожидается сильный ветер и налипание мокрого снега.

Комментарии

    59
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.